Яндекс.Метрика

Мозайка своими руками

Искусство мозаики известно уже несколько тысячелетий. Лучшие работы мастеров мо¬заики по силе восприятия могут сравниться с шедеврами живописи, скульптуры, архитекту¬ры, а зачастую и превосходят их. При взгляде на законченную мозаику кажется, что техника се изготовления невероятно сложна и требует недюжинного мастерства.

На самом деле овладеть этим замечательным ис¬кусством не «гак уж и трудно, а набор инструментов для него совсем небольшой. В качестве исходного сырья можно использовать камешки, осколки стекла, черепки по¬суды. Сочетание этих простейших материалов позволяет добиваться потрясающих результа¬тов — от элементарных геометрических фигур до самых замысловатых узоров в ультрасовре¬менном стиле. Безгранична и цветовая палитра — от вызывающе яркой до строгой и монох¬ромной. В книге описано, как кубик за кубиком, шаг за шагом создаются разноцветные, светя¬щиеся мозаики, а также какими материалами и инструментами следует пользоваться. Немно¬го внимания, терпения и фантазии — и совсем скоро стильные мозаичные рисунки украсят каждый уголок вашей квартиры и садового участка. УДК 820-93 ББК 84(4Вел) Published by arrangement with Sterling Publishing Co., Inc., USA © Altamont Press, 1997 © E, Зайцева. Перевод. 2000 © Оформление. ЗАО «Издательство «ЭКСМО-Пресс», 2000 СОДЕРЖАНИЕ Предисловие • 6 История мозаики • 9 Приступаем к работе • 17 Pique assietie • 33 Классический «прямой набор» • 49 «Обратный набор» • 60 Скульптурные формы • 76 Двенадцать композиций • 91 Словарь • 127 Алфавитный указатель • 127 ПРЕДИСЛОВИЕ Мозаика — это процесс соединения кусочков разного материала, формы и размера, когда восхитительные композиции возникают споено из ничего. Искусство мозаики имеет дчинную и славную историю; тысячи лет люди собирали мелкие камни, осколки стекла и черепки керамической посуды, чтобы украсить свои дат рисунками. Они покрывали мозаикой пазы, стены, потаит и даже.мебель. В Древнем Риме мозаикой украшали бани, а сегодня мозаичными картинами может быть заполнен весь дач. внутри и снаружи.

® >V JLV JLirnmr классические греческие и римские моза¬ики размешались в общественных зданиях и на пло¬щадях Стены соборов ВизаЕГПти и Европы покрывались яркими изображениями, которые IT сегодня продолжают изумлял ь прихожан и туристов. Восторженное внимание пуб¬лики вдохновляет и современных мозаичистов: их работы ук-рашаю! аллеи, библиотеки, церкви, университеты, аэ|юпор- ты. Некоторые художники так искренно хотят поделиться ра — достью с дрчт ими, что даже свои дома полностью покрывают мозаиками Приятна и мелкая, дробная мозаика. Разбросанная по са¬ду цветная плитка радует цветовода. Скучный угол оттловон может украсить стол, покрытый яркими узорами. Настенная мозаичная композиция или небольшая скульптура — пре¬красное дополнение к любой обстановке. При кажущейся сложности законченной карт нны техни¬ка пз|тжшлсния мозаики достаточно проста, а набор ннстру- ментов совсем небольшой Постигнув начатки ремесла, вы вскоре убедитесь, что овладеть этим искусством не т ак труд¬но. Мозаика доступна и взрослым, и подр<ю кам. Это идеаль¬ное семейное хобби. Постепенный и неторопливый набор мозаичной картины — спокойное и увлекательное занятие, и удивительного эффекта можно достичь даже при использо¬вании самых простых материалов. Возможности мозаики безграничны от простого гео-метрическою ч м>ра до невероятно тщательно разработанно¬го мотива Стиль сс может варьироваться от классического до современною, а палитра безгранична от сочетании всех с Светов и оттенков до монохромное™. На следующих страницах вы найдете все, что поможет вам на-учиться самому создавать мозаич ные композиции. Полезные со¬веты профессионалов направят ваши первые шаги, а работы бо¬лее 60 современных художников вдохновят на творчество. В по-следнем разделе книги детально, шаг за шагом, описаны двенад цать мозаичных композиций. И еще. Начав заниматься мо¬заикой, вы по-другому станете смотреть на окружающие пещи. Когда-то вы считали, что осколок стекла или разбитую чашку надо выкинуть на помойку, но теперь станете прикидывать, как их ис-пользовать в вашем следующем замысле. Моаанха ИСТОРИЯ МОЗАИКИ Мозаика — современная форма искусства с древними корнями и богатым культурным наследием. Первые мозаики были созданы тысячи лет назад. Они существовали в культурах всех народов мира в разные времена их истории. И хотя археологические находки указывают на то, что культовые мозаики возникли очень и очень давно у ацтеков Центральной Америки или аборигенов Новой Гвинеи, все же современные методы и с/тпи этого искусства восходят главным образам к ефтейской и ближневосточной традициям. й Самые ранние из извеетшах мозаик украшали ин¬терьеры зданий, построенных в III тысячелетии до н. э. к Урукс, Месопотамия. Н плодородной долине между реками Тигр и Евфрат шумеры ветл иля л и длинные терракотовые конусы в поверхность стен и колонн, чтобы защитить конструкции и украсить их поверх пости разноцветными г еометрическими узорами. Важными предметами и садах древнего Китая бы ли мозаики, набранные ил камней «голышей», впро¬чем, время их создания неизвестно. Задолго до рож¬дения христианства китайцы создали мозаичные дорожные покрьпгия, символически изображающие Окружающий мир. Каждый камешек в саду был уложен так, чтобы достигалось полное равновесие между ян (женской силой природы) и инь (мужской силой природы) (и кльшинство ранних мозаик соединяли в себе конструктивность и декоративность. В Гордиумс. горо¬де вблизи Анкары, Турция, археологи нации мозаич¬ ные иолы нз «голышей», то есть мелкой гальки, вдомах постройки VIII пека до к. э. Камни были уложены в простые геометрические узоры и скреплены иэвсст- ным в ту1 пору раствором. Когда использование г альки для мозаичных полон распространилось но всему i -реко] оворятему региону древнего мира, рисунки стали более изящными. Моэа ичный пол, сделанный в V веке до н. э. в Олинфс (ма- ке до нс кая провинция северной Греции), был состав леи из сложных фигур и узорои. А иек спусти н Пелле, столице Македонии, при наборе мозаики была приме¬нена иная, невероятно тщательно разработанная тех ника. Мелкие камушки уклады вались более плотно друг к другу, усложняя и обогащая рисунок, а некото¬рые вкрапления были раскрашены, увеличивая цвет вую гамму. Для привлечения внимания к отдельным чертам лица или фигуры их окантовывали свинцовой проволокой или тонкой подоской терракоты Римская мозаика с повторяющимся оо всей длине узором. Г1рс »»г©1:-но III век н. з. Поп ровный, с объемным эффектом. Наладится в Историческое Муза© Мюнхена Эллинистический период, датирующийся or нача¬ла правления Александра Македонского (336—323 и до II э.) до I иска и. э., был временем появления и ши¬рокого применения нового для мозаики материала естественного камня, нарезанного на мелкие кусочки. Они назывались tesserae. Треугольные, квадратные и прямоугольные формы tesserae могли соприкасаться друг с другом плотнее, чем галька, а полученные таким методом изображения казались почти живыми. Обновленный способ создания мозаики с помо-щью каменных tesserae подхватили римляне Они с удовольствием применяли его некоих домах, и храмах Некоторые из ранних римских мозаик были набраны в Помпее во II п I веках де! н. а. и пил попью сохрани .’iiicb под застывшей лавой после извержения Везувия в 79 г. н. э. 1’осла и расширялась Римская империя. Множи-лись дома с мозаичными полами, появлялись новые стили и композиции Например, мозаичисты к про-винциях Северной Африки создавали cmbleniata, где в центре крупной упрощенной мозаики выкладывалась подробная символическая ком лози! |ия. В других |>еги омах наиболее распространенными были крупные узоры с повторяющейся типоной деталью, чаще всего одноцветные. К 111 веку н. я мозаики начали появляться нс то.’it-, ко на иолу, но и на стенах На некоторых настенных римских мозаиках изображены мифологнчсс:кне и с пященные мотивы, и эту практику вскоре переняли ранние хрис тиане. В церкви Санта Констанца, постро¬енной в середине IV века, ясно виден переход от яды- чества к христианству. На мозаичных настенных изо-бражениях среди ounce мной)чпслеш1Ы.\ языческих мотивов икрапчешя сцепы из Ветхого н Нового Заве топ. Стеклянная tesserae, которую мало использовали в мозаичных полах уже с Ш века до н э. стала обычной, а впоследствии и доминирующей в раннехристиан¬ских мозаиках А золотая tesserae (прокладывание между дв\х слоев стекла гонкого лингка червонного золотя), которую римляне использовали для светских картин, вскоре стала осип иным приемом изображения свела, исходящего от йога. Византийская эра, которая длилась с V иска по XVI, ст ала расцветом искусства .мозаики. Теперь моза¬ичные композиции занимали не только отдельные фрагменты плоскости, а полностью покрывали стены и потолки. Oi ромные фигуры стали важным компози¬ционным элементом и соотносились но масштабу с окружающей apxi 1тсктурой В VI веке византийцы стали поворачивать золотые tesserae под разными углами к источнику евст-а, доби¬ваясь том самым усиления их отражательных свойств От этих tesserae шел золотой мерцающий отсвет, кон¬трастирующий е тусклой поверхностью каденшях tesserae, которыми выкладывались л tma святых. У1 ранних византийских мозаиках видно явное классическое влияние реализма. Болес поздние рябо- ты больше напоминали иконы фигура казалась прак-тически неподвижной на фоне, заполненном золотой tesserae. В это время произошло еще одно изменение в стиле — мозаичисты стали использовать цветные ли¬нии для лепки черт лица и одежды Падение Константинополя под напором турок в середине XV века означало конец Византии Вместе с ней умерла га богатая среда, которая целое тысячеле-тне питала искусство мозаики. В эпоху Возрождения, особенно в Италии, возник новый интерес к изобрази¬тельному реализму при одно временном отказе оз ис¬пользования золота, столь обычного » мозаиках. Ими продолжали украшать церкви, но теперг, мозаики стла¬ли цит ировать современную живопись. Слева Мозаика ергеомотркгчееким узором из глазированных керамических плиток. Альгамбра. цитялегь нааританеиих королем в Испании Гоатнла. Над мозамкэй работали в тв‘к»»ие всего XIV вокя. В XV XV7 исках иедикнс ита¬льянские художники начали де¬лать «картоны» для мозаичистов Некоторые из них, в том числе Тициан и Тинчоретто, решились сбить раиненнзаптжТские мозаи¬ки (которые они считали уста¬ревшими н уродливыми) в собо¬ре св. Марка п Венеции и замени¬ли их СВОИМИ более «современ¬ными» работами. В соборе св Пе¬тра н Риме купол был украшен мозаиками, сделанными по «кар¬тонам» кавалера д’Лриино. Изыс¬канные мозаичные репродукции шедевров XV XVI ви. были уста¬новлены в алтаре Венецианские и ватиканские мастерские, ор¬ганизованные для завершения и установки мозаик н соборах св. Марка и ев. Петре, постепенно превратились в главные евро¬пейские центры изготовления мозаики. И XVIII- XIX исках мозаика стала миниатюрной. Ватиканские .мастерские начали производить srnalti fliati — нити непрозрачного стекла, которые разреза-лись на крошечные квадратики, прямоугольники м другие геометрические фигуры. Эти мелкие tesserae вручную соединялась в мнкромозаику, которая позже прикреплялась на табакерки, брошки, серьги и кольца, которые охотно покупали туристы. Когда XIX вег< посторонился и дал дорогу веку XX. новый стиль «Арт-Пуво вновь привлек интерес к мо¬заике. Антонио Гауди, испанский архитектор-новатор, предпринял необычный гпаг — разместил мозаику ис внутри, а снаружи здания. Работая главным образом в Барселоне, он создал новые архитектурные формы, многие из которых покрыл снаружи мозаикой. Гауди накалился иод влиянием традиции мавританской мо¬заики нз глазурованной плитки, но в своих работах он использовал и кусочки плитки и осколки кирпича, н все, что попадалось под руку. В 1938 толу Реймонд И задор слесарь дорожный рабочий и сторож на кладбище в Шартре, Франция, начат мозаичную работу; которая полностью покрыла все поверхности внутри и снаружи его жилища да¬же мебель, наружные степы, постройки в саду и от¬дельно стоящую часовню. Поскольку он использовал в работе осколки стекла и битые тарелки, соседи, посме¬явшись над ним, прозвали cso PvcassicUe. что прибли¬зительно можно перевести, как «воришка тарелок».